И ВЕЧНЫЙ ПЛАЧ ИЕРЕМИИ...
МАТВЕЙ ГЕЙЗЕР
Еврейский обозреватель, 2/45, январь 2003
Число «13» евреи в отличие от других народов считают счастливым. Увы — не всегда. В ночь на 13 января 1948 года в Минске был злодейски убит Соломон Михоэлс. На заседании комитета по Сталинским премиям 5 января 1948 года
Михоэлс сообщил: «...в Минск я выезжаю 7 января вместе с Волгиным».
Однако с ним поехал искусствовед Владимир Голубов-Потапов...
В 1937 году в газете «Советское искусство» он опубликовал большую
статью «Прошлое и настоящее ГОСЕТа», далеко не лестную по отношению к
Михоэлсу, неуважительную по отношению к театру и
несправедливо-беспощадную по отношению к полотнам Шагала. «Помните
замысловатую роспись в фойе театра? Его вычурные панно?» — это о работах
Шагала. После этого работы Шагала из театра исчезли, а Михоэлс не
общался с Голубовым несколько лет.
Из театра 7 января 1948 года Михоэлс уходил удивительно медленно, как
бы нехотя...
Выйдя из театра, он зашел здесь же, во дворе, к писателю Дер Нистору.
У него в гостях был друг Михоэлса Соломон Моисеевич Беленький. Позже он
рассказывал мне: «Михоэлс достал из портфеля бутылку водки. Мы выпили по
стопке, он сам неожиданно для нас закрыл бутылку корковой пробкой и
сказал: «Это пусть останется до весны. У нас будет повод допить эту
бутылку, весной будет большой праздник у всех евреев мира». (В мае было
объявлено о создании Государства Израиль).
В морозный день 8 января 1948 года Михоэлс с Голубовым вышли из поезда на заснеженный перрон в Минске. Михоэлс хотел сразу по приезде посетить территорию бывшего Минского гетто. Там был установлен первый и единственный в ту пору в СССР памятник, на котором была надпись на идиш «Евреям — жертвам нацизма». Но, согласно протоколу, их встречали начальник Республиканского управления по делам искусств Люторович и группа актеров разных театров. Михоэлсу предстоял просмотр двух спектаклей, выдвинутых на соискание Сталинской премии: «Константин Заслонов» в русском драмтеатре и «Алеся» в оперном.
Из воспоминаний Юдифь Самойловны Арончик, актрисы бывшего БелГОСЕТа: «9 января Михоэлс побывал в нашем театре на спектакле «Тевье-Молочник». Большой актерской компанией повели Соломона Михайловича после спектакля ужинать в ресторан. А из ресторана, под полночь, «заведшись», отправились ко мне домой пить кофе... Навсегда врезалась в память странная группа из четырех-пяти мужчин, протопавшая тяжелыми сапогами мимо нас, когда мы вдвоем, Михоэлс и я, чуть поотстали от остальной компании. Мы даже отпрянули, Михоэлс схватил меня за руку. Очень уж неприятные ассоциации вызвала экипировка пробежавших: все в сапогах, в одинаковых шляпах и одинакового силуэта плащах».
Около 18.00 12 января Михоэлс и Голубов поужинали в ресторане и
вернулись в гостиницу. Потом, как было условлено с Голубовым, ему
позвонил боевик и «уговорил» вместе с Соломоном Михайловичем приехать на
свадьбу. В восемь часов к гостинице подъехала машина министра
госбезопасности Белоруссии генерал-лейтенанта Лаврентия Цанавы
(родственника Берии). Водитель-боевик и приехавший вместе с ним «друг
молодоженов» повезли жертвы на дачу Цанавы. Перед самыми воротами машина
затормозила и обоих пассажиров отключили удушающими приемами. Во дворе
их вытащили из машины.
Все члены группы стояли в нескольких метрах от тел.
Федор Шубняков (полковник ГБ, в то время — начальник отдела МГБ СССР
по работе с интеллигенцией. — М.Г.) утверждал, что никогда не
присутствовал и не хотел присутствовать при подобном, поэтому он
повернулся, чтобы уйти в свою комнату на даче. Но прозвучал приказ:
«Всем стоять, как стояли!» Боевик тяжелой дубинкой ударил Михоэлса и
Голубова по голове. Все было кончено — руководители группы ушли в дом.
Потом трупы увезли в город, а когда боевики вернулись, вся команда,
кроме Цанавы уехала в Москву... (Е.Жирнов).
Один из ветеранов спецслужб рассказал, что видел в архиве КГБ СССР
стандартный листок бумаги, на котором от руки было написано, что «в
связи с установлением Михоэлса как американского шпиона его предлагается
ликвидировать в автокатастрофе». Подпись: «П.Судоплатов». В левом
верхнем углу листа — галочка карандашом, «птычка», как называл знак
своего согласия Сталин (Е.Жирнов).
Как говорится, есть у дьявола свои мученики... Не так давно с
мемуарами выступил долгие годы содержавшийся в местах заключения видный
работник бериевско-абакумовского ведомства, профессиональный организатор
политических убийств Павел Судоплатов. Его первая реакция на происшедшее
в Минске кажется наивной для деятеля такого ранга: «Известие о гибели
Михоэлса пробудило в моей душе подозрения, о которых я никому не стал
говорить. Однако я не мог себе представить, что Огольцов сам отправится
в Минск, чтобы лично руководить операцией. Убийство совершил, как я
считал, какой-нибудь антисемитски настроенный бандит, которому заранее
сказали, где и когда он может найти человека, возомнившего себя
выразителем еврейских интересов».
Ранним утром 13 января спешившие к началу смены рабочие наткнулись на
углу Белорусской и Ульяновской улиц на два трупа, явно раздавленных
грузовой машиной. Они заявили в милицию. Трупы были опознаны и увезены в
морг.
Версия с «автомобильной катастрофой» не встретила доверия у минчан,
как видно, наученных горьким опытом. Были и поразительные по
откровенности реплики: «...тогдашний прокурор республики Ветров, ни к
кому конкретно не адресуясь, вполголоса замечает: «Знаем мы и такие
убийства: сначала пуля, потом под колеса!»
Из воспоминаний А.Потоцкой-Михоэлс: «15 января гроб с телом Михоэлса
привезли на Белорусский вокзал. На площади необычная тишина. Десятки
тысяч людей, собравшихся на вокзале, не нарушают ее. Гроб привезен к
театру, но неожиданно для всех его не вносят туда... Мороз. Слезы
замерзают на щеках...
Около театра все время была толпа. Перед самым началом панихиды
подошла к гробу маленькая женщина с седой головой. Она положила лилии у
ног Михоэлса, и я вдруг увидела ее лицо и ее слезы... Это была Екатерина
Павловна Пешкова...
Вел панихиду И.Н. Берсенев.
Помню, как рыдающий Зускин... сказал: «Потеря невосполнима, но мы
знаем, в какое время и в какой стране мы живем...». Помню, что пел И.С.
Козловский, играл Эмиль Гилельс, и последнее, что я вспоминаю — это
худенькую фигурку человека, стоявшего на крыше двухэтажного дома
напротив ГОСЕТа, играющего на скрипке! В такой мороз!
Когда я несколько лет спустя открыла подаренную мне книгу Шагала —
была потрясена репродукцией его картины «Похороны», датированной 1908
годом. На крыше соседнего дома над похоронной процессией стоит человек,
играющий на скрипке!»
Обстоятельства убийства Михоэлса до конца не выяснены еще и сегодня. Ни книга Левашова «Убийство Михоэлса», ни фильм Авербуха «Личный враг Сталина» не расставили точки над «i». Надо не только не забывать, но и напоминать. Помнить извечные слова пророка Иеремии: «Печальны твои судьбы, Сион». Прав был выдающийся русский историк Ключевский, сказав, что история должна быть злопамятной.
Материал подготовлен при содействии Московского бюро по правам человека