Библиотека Минчанина->Прогулки

Старое мусульманское кладбище

Татары издавна жили на белорусской земле. Александровичи, Гембицкие, Конопацкие, Шабановичи... Кто придя когда-то с войной, кто по приглашению князя - они остались здесь жить и стали частью нашего народа. Я не столь компетентен, чтобы рассказывать здесь их историю - почитайте лучше книгу [1], лекцию [2], попробуйте разобраться в старых арабских (а заодно - офтопик - и еврейских) рукописях [3]. Ограничусь кратким упоминанием о татарах в Минске.

Район, где сейчас расположен Дворец Спорта, когда-то назывался Татарской Слободой,  Татарскими Огородами. Много лет там стояла деревянная мечеть, а в 1901 году был открыт большой каменный храм [4]. Около него начинались Мало-Татарская (позже переименованная в Колхозную, ныне это часть проспекта Машерова-Победителей), Большая Татарская  (Димитрова) и Замечетная улицы. Увы, в 1949 году мечеть закрыли, а вскоре и вовсе снесли (на её месте и чуть ли не на том же фундаменте сейчас стоит ресторан гостиницы "Юбилейная").

Похоже, что татарское происхождение имеет одно из самых загадочных имен минских улиц - Амураторская. Некоторые предполагают даже, что название это означает "дорога к храму", но я спрашивал знатоков татарского - это неверно. Скорее всего, владел чем-то на этой улице некий Амурат (Али-Мурат), отсюда и пошла "Амуратовская", которая потом трансформировалась в "Амураторскую". Впрочем, здесь ещё нужно думать и думать... Главное, чтобы некомпетентные энтузиасты (пусть даже исполненные самых добрых намерений) не добрались до этого старого минского имени.

Материальных свидетельств Татарской Слободы почти не осталось. Снесена в начале шестидесятых мечеть, исчезли старые домики, переименованы многие улицы (хотя в 1997 году и появилась заново названная Татарская). Вот несколько снимков.

Мы на улице Грибоедова. Еле заметная стройка справа -
- это строительство новой мечети. Участок для строительства был выделен в 1993 году, работы начались в 1998.
Увы, как видите, воз и ныне там.
Чуть выше мечети, на крутой горке, когда-то находился мизар - мусульманское кладбище, позже превращенное в скверик. Надо отметить, кстати, что в этом вопросе советская власть проявила подлинный интернационализм, не допуская дискриминации: сходная судьба постигла православные кладбища в районе обсерватории и на Сторожевке, лютеранское на Карла Либкнехта, еврейское на Сухой...
Клабдище будет восстановлено одновременно с мечетью. А пока под деревьями лежат старые могильные камни...
...на которых можно - с трудом, но можно прочесть остатки надписи. К счастью, в Живом Журнале есть знатоки арабского языка (огромное спасибо verychverych за расшифровку): здесь написано нет Бога, кроме Аллаха.
А с вершины горки видно начало Татарской улицы...
Это лишь первая моя попытка поговорить о "западных татарах", как часто они сейчас себя обозначают (дата съемки 3 декабря 2006 года). Позже я постараюсь сделать необходимые дополнения и уточнения.

Литература

  1. А.І. Лакотка Бераг вандраванняў, ці адкуль у Беларусі мячэці (Мн, Навука і тэхніка, 1994).
  2. Ібрагім Канапацкі. Беларускія татары. Гістарычны лёс народу і культуры.
  3. Цітавец А.І. Традыцыі ўсходняй кніжнасці на Беларусі: кадыкалагічныя даследаванні.
  4. Ибрагим Канапацкий. Стояла в Минске мечеть...
  5. Польско-литовские "татарские" фамилии. Происхождение, гербы.

Рейтинг@Mail.ru