Библиотека Минчанина->Тени

Юрьевская улица

Эх, вдоль по Юрьевской…

Газета "Туризм и Отдых"

Когда-то по этой минской улице прохаживались чиновники и миллионеры, деятели белорусской культуры и даже российский царь. Сегодня от нее не осталось и следа, лишь обрывки воспоминаний и фактов помогают нам восстановить прошлое одной из центральных улиц города - Юрьевской.

Если на современной карте белорусской столицы выделить участок, ограниченный проспектом Независимости, улицами Ленина, Интернациональной и Купалы, а затем мысленно провести линию от арки, что между салоном-парикмахерской "Мечта" и отделением "Беларусбанка", до Дворца ветеранов, то аккурат получится трассировка древней Юрьевской улицы, первые упоминания о которой относятся к XVI веку. Правда, в те времена она еще не была центральной, а проходила всего в одном квартале параллельно южному городскому валу, начинаясь у францисканской обители и упираясь в погост у Георгиевской церкви. Этот старинный храм, находившийся на месте нынешнего ДК профсоюзов, в народе еще называли Юрьевским, отчего и пошло название улицы.

Многие исследователи истории города полагают, что до XIX века, когда началась прокладка Захарьевской улицы (предшественницы проспекта Независимости), гора, на которой стоит Дворец профсоюзов, и гора, где расположен Дом офицеров, составляли одно целое. "В Минске есть старожилы, которые помнят, что Захарьевская доходила только до этой горы, впоследствии разрезанной для проведения улицы, - писал полтора века назад этнограф Павел Шпилевский. - А в подтверждение того, что гора или часть ее близ Юрьевской была кладбищем, можно привести то обстоятельство, что и теперь еще у подошвы возвышений, когда отпадают глыбы земли, находят человеческие кости и черепа, также железные гвозди, которыми сколочены были гробы".

На древнем погосте, вероятно, покоились и представители магнатского рода Сапег, чей минский дворец находился рядом, на Юрьевской (сейчас здесь возвышается Дворец Республики). Окруженное прекрасным фруктовым садом двухэтажное каменное здание долгое время считалось одним из лучших в городе. Не случайно во время Северной войны, с февраля по март 1706 года, во дворце Сапег жил русский царь Петр I. А за четверть века до этого у них же служил некто Самуил Скавронский, который в 1680-х сбежал в Лифляндию и вскоре обзавелся там семьей. Младшую дочь Скавронского, Марту, в 16 лет выдали замуж за кирасира Мариенбургского гарнизона. В начале войны он погиб, а 18-летняя вдова оказалась в плену у русских. Далее произошла известная многим история: от солдата Марта попала к фельдмаршалу Шереметеву, затем на нее "положил глаз" Меншиков, и, наконец, сам царь Петр. В 1711 году под новым именем Екатерина Марта Скавронская была объявлена государыней, а после смерти мужа в 1725 году стала российской императрицей.

Однако вернемся на Юрьевскую, которая к концу ХVIII столетия являлась одной из фешенебельных улиц города. Здесь возводили свои дома богатые феодалы и купцы, зажиточные ремесленники. После сильнейшего пожара 1835 года, добычей которого стал почти весь центр Минска, Юрьевская застраивалась преимущественно двух- и трехэтажными кирпичными зданиями. На всем своем протяжении (295 сажен, или около 620 метров) улица была вымощена и неплохо освещалась.

В 1880 году здесь было открыто первое женское городское училище, находившееся под патронатом епархиального совета. В 1899-м по инициативе Товарищества минских врачей на Юрьевской заработала первая городская амбулатория, где можно было бесплатно получить медицинскую консультацию, сделать прививку от оспы или несложную операцию. Неподалеку, на той же улице, находились одна из старейших городских аптек и частная лечебница Цукермана, специализировавшаяся на физических методах терапии: лечении водой и сухим горячим воздухом, электричеством и массажем.

В доме на углу с Губернаторской (ныне улица Ленина) под одной крышей соседствовали городская управа и дума. Зимой 1904 года думцы обсуждали скандальное представление знаменитого цирка Дурова, прошедшее… в городском (теперь Купаловском) театре. Дело в том, что из-за сильных морозов цирковую арену на Коломенской (Свердлова) пришлось сменить на театральную сцену, вследствие чего по храму высокого искус-ства весь вечер носились дрессированные собаки, свиньи, крысы и даже верблюд. В итоге возмущенные члены городской думы сделали дирекции театра строгое замечание. А спустя 13 лет, во время Февральской революции 1917 года, в помещениях думы решались уже совсем другие вопросы - тут разместился Минский совет рабочих и солдатских депутатов. В 20-30-е годы прошлого века это здание было известно как штаб городской милиции, что, видимо, и обусловило его уничтожение в первые же дни войны. На этом месте сегодня отрезок бульвара по улице Ленина перед 510-м отделением "Беларусбанка".

В 1676 году орденом францисканцев здесь был основан монастырь, преобразованный позже в католическую семинарию и лишь в конце ХIХ века, после некоторой перестройки, переданный думе. Согласно легенде, когда царские власти выгоняли францисканцев из обители и вознамерились было разрушить орденский храм, настоятель монастыря наложил проклятие, мол, когда костела не станет, в городе произойдет катастрофа. Обветшалое здание францисканского храма было окончательно разрушено в 1940 году, а в 1941-м началась война, превратившая Минск в развалины…

На Юрьевской, 14 (теперь это учас-ток Октябрьской площади, примыкающий к кассам Дворца Республики) располагалась Контрольная палата, проверявшая финансовую деятельность всех госучреждений Минской губернии. В 1895 году место в Контрольной палате получил скромный молодой человек по имени Сергей Мержинский; в действительности эта работа была нужна ему для прикрытия основной деятельности - организации в Минске I съезда РСДРП (кстати, в Мержинского была влюблена знаменитая Леся Украинка, посвятившая ему лирический цикл стихов "Ритмы").

Еще одно учреждение - Мещанская управа - находилось на перекрестке Юрьевской с Полицейской улицей (ныне Купалы). Управа занималась учетом лиц, принадлежавших к мещанскому сословию, и выдачей паспортов. В сентябре 1907 года тут был вручен паспорт Ивану Луцевичу - Янке Купале. Увы, здание управы не сохранилось до наших дней (на его мес-те стоит ДК ветеранов) - так же, как и редакция газеты "Северо-Западный край", опубликовавшей первое стихотворение Купалы, и усадьба писателя Янки Лучины, размещавшиеся здесь. На Юрьевской имели свои дома водочные монополисты братья Раковщики и спичечный король дореволюционной Беларуси Берка Соломонов (тот самый, что в 1891 году основал борисовскую спичечную фабрику). Хоромы Соломонова оценивались в колоссальную по тем временам сумму - 40 тысяч рублей.

Берка Соломонов, так же как и другие минские толстосумы, был частым гостем, пожалуй, престижнейшего в городе клуба-ресторана "Аквариум". Его адрес - Юрьевская, 17 - был прекрасно известен извозчикам, а позже таксистам, которые каждый вечер привозили сюда богатых господ, не жалевших денег на дорогие блюда и вина. При этом "Аквариум" отличался не только отменной кухней. Здесь ежедневно играл струнный оркестр из 15 музыкантов, часто выступали цыганские хоры и танцевальные группы, шансонетки из Германии и опереточные дивы из России, польские куплетисты и французские комики, а по ночам работал театр-варьете. Программа выступлений менялась каждые пять дней.

"Праздник в ресторане "Аквариум"! Нечто фантастическое, захватывающее, чарующее! - зазывали афиши. - Зрелище зрелищ! Обстоятельство обстоятельств! Нигде ничего подобного! Запись на столики продолжается". Особой популярностью в "Аквариуме" пользовались актер Вацлавский, исполнявший номера, переодевшись в женские одежды (эдакая дореволюционная Сердючка), а также кабинет, в котором демонстрировались "живые движущиеся фотографии американского электробиоскопа". Другой биоскоп находился в доме Курлянда на Губернаторской улице (он стоял на месте салона "Мечта") - именно там устраивались первые в нашем городе порносеансы. "В отделении для взрослых за доступную плату (20 копеек) предлагали посмотреть в биоскоп, где, меняясь, мелькали порнографические картинки", - пишет историк Захар Шибеко. Правда, обычно у этого "взрослого" кабинета толпилась несовершеннолетняя публика.

Интересно, что даже в 1914 году, после введения в России "сухого закона", завсегдатаям минского "Аквариума" удалось придумать оригинальный шифр, о котором сообщала городская газета-копейка: "К клиенту подходит официант и сообщает, что того вызывают для телефонного разговора в служебное помещение. Там клиенту незамедлительно предлагается рюмка водки. Иные, войдя в ресторан, сразу же начинают спрашивать, где здесь телефон". Подбодренные таким "звонком" (особенно если вместо водки подавали спирт "Раковщикъ", действовавший посильнее кокаина), клиенты возвращались в общий зал, где под аккомпанемент греческих и испанских танцев продолжали трапезу. А после 4 часов утра, когда "Аквариум" закрывался, отдельные искатели приключений, не успевшие проиграться в дым местному карточному шулеру по кличке Коко, отправлялись на охоту за "бабочками-многоцветницами" к Полицейскому мосту - в район красных фонарей. Сегодня это парковая зона у пересечения реки Свислочи и улицы Янки Купалы. Любопытно, что и нынешняя столичная "стометровка" находится совсем недалеко от того района, и тоже у моста.

Перед революцией "вертеп" на Юрьевской закрылся на ремонт и вновь распахнул свои двери лишь в 1920 году - уже как рабочий клуб. При нем действовали библиотека и курсы белорусоведения, музыкальная и драматическая секции. Режиссером в последней был Владислав Голубок - один из родоначальников национального театра, первый народный артист БССР. Труппа Голубка прославилась своими постановками водевилей с песнями и танцами (по-современному - мюзиклами). К слову, музыкальной частью в театре Голубка заведовал Нестор Соколовский - автор музыки Государственного гимна Беларуси, а на скрипке играл отец нашего известного композитора Игоря Лученка, Михаил Лученок. Чуть позже, когда в особняке на Коммунистической (так в конце 20-х переименовали Юрьевскую) разместились Центральный дом и гостиница работников просвещения, здесь с гастролями выступал Владимир Маяковский.

Сегодня на месте "Аквариума" - площадка с образцами боевой техники во внутреннем дворике Музея истории Великой Отечественной войны. Войны, которая подвела черту под историей древней Юрьевской улицы: немецкие, а затем советские массированные бомбардировки превратили старинные кварталы в труху. В конце сороковых название Коммунистическая перешло к улице МОПРа, а вскоре началось создание грандиозной Октябрьской площади, через центр которой еще недавно проходила Юрьевская... И все же один дом с легендарной улицы, последний из могикан, сохранился в квартале за музеем ВОВ. Это трехэтажное здание конца XIX века, расположенное по адресу: проспект Независимости, 27а, даже сохранило оригинальный декор фасада и кованые решетки на балконах. Вот только окна, некогда выходившие на одну из самых престижных улиц города, нынче тоскливо смотрят на задворки. В начале 2000-х историческое здание хотели снести, а на его месте поставить современный элитный дом. Не вышло - говорят, спасло то, что в годы войны здесь размещалась явочная квартира Минского подполья.

Таких улиц-фантомов, как Юрьевская, в центре столицы наберется немало: в прошлом веке с ее карты исчезли Завальная и Подзамковая, Мясницкая и Школьная, Садовая и Белоцерковная. На месте короткой и кривой улочки Козьмодемьяновской теперь спуск от Свято-Духова кафедрального собора к остановке общественного транспорта на Немиге. Пару лет назад этот холм был благоустроен, здесь появились десятки миниатюрных фонарей. Каждый вечер они зажигаются, словно свечи, поставленные в память о тех утерянных древних улицах. О прошлом, которое нельзя вернуть, но нужно помнить.

Автор: Христофор ХИЛЬКЕВИЧ

 

Рейтинг@Mail.ru